Муниципальный район «Сретенский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кокуйская средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
|
|
|
Утверждено приказом
от «___» _________ 20__ №_______
Директор МОУ «Кокуйская СОШ№2» ___________________/Н.В.Чандышина/
|
|
|
|
|
Рассмотрено на заседании педагогического
совета от «31»августа 2020 года
(протокол №1)
пгт.Кокуй, 2020
ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует работу классного руководителя муниципального общеобразовательного учреждения«Кокуйскаясредняя общеобразовательная школа№2».
1.2. Положение разработано в соответствии с:
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в МОУ «Кокуйская СОШ №2», которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
1.4. Классное руководство распределяется администрацией МОУ «Кокуйская СОШ №2», закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов МОУ «Кокуйская СОШ №2», с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией МОУ «Кокуйская СОШ №2», органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями), классным родительским комитетом, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков и секций.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2.2. Цели работы классного руководителя:
формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
-
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
-
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-
нравственный пример педагогического работника;
-
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-
социальная востребованность воспитания;
-
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
-
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
-
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
-
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
-
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
-
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
-
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
-
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
-
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
-
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
-
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
-
взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
-
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива МОУ «Кокуйская СОШ №2», органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
-
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий МОУ «Кокуйская СОШ №2».
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:
-
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
-
обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
-
содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
-
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
-
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
-
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;
-
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
-
формирование навыков информационной безопасности;
-
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
-
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;
-
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
-
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
-
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
-
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
-
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
-
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
-
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
-
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
-
регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
-
координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
-
содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:
-
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
-
взаимодействие с администрацией МОУ «Кокуйская СОШ №2» и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
-
взаимодействие с педагогом-психологом, руководителями кружков и секций, педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
-
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
-
взаимодействие с педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
-
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией МОУ «Кокуйская СОШ №2» по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
-
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками МОУ «Кокуйская СОШ №2» с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:
-
участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся;
-
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;
-
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику МОУ «Кокуйская СОШ №2» и включает в себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях в соответствии с планом воспитательной работы МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
2.8.2. Участие в общешкольном конкурсе «Лучший класс в Республике Семицветик», «Лучший класс в Республике Ровесник», «Лучший класс в Республике Юность» по итогам учебно-воспитательных комплексов в соответствии с планом воспитательной работы МОУ «Кокуйская СОШ №2».
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
-
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
-
вносить на рассмотрение администрации МОУ «Кокуйская СОШ №2», педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
-
участвовать в разработке проектов локальных нормативных МОУ «Кокуйская СОШ №2» в части организации воспитательной деятельности в МОУ «Кокуйская СОШ №2» и осуществления контроля ее качества и эффективности;
-
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;
-
использовать (по согласованию с администрацией) МОУ «Кокуйская СОШ №2» при проведении мероприятий с классом;
-
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления МОУ «Кокуйская СОШ №2» для реализации задач по классному руководству;
-
приглашать в МОУ «Кокуйская СОШ №2» родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства;
-
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
-
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
-
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МОУ «Кокуйская СОШ №2», родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
-
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
-
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся;
-
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
-
организует и контролирует дежурство обучающихся по МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
-
организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
-
проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков занятий обучающимися;
-
проверяет дневники обучающихся класса;
-
проводит классные мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы класса;
-
организует работу с родителями;
-
проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования, работающими в классе;
-
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
-
посещает уроки в своем классе;
-
получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
-
организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
-
оформляет и заполняет электронный журнал;
-
участвует в работе методического объединения «Воспитание»;
-
проводит анализ состояния успеваемости обучающихся класса;
-
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
-
проводит классное родительское собрание;
-
предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию об успеваемости обучающихся класса за четверть.
4.5. Классный руководитель ежегодно:
-
оформляет личные дела обучающихся;
-
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года;
-
составляет план воспитательной работы в классе;
-
собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и пр.).
4.6. В целях обеспечения четкой организации деятельности МОУ «Кокуйская СОШ №2» проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не предусмотренных планом МОУ «Кокуйская СОШ №2» и годовым планом классного руководителя, не допускается.
4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за проведение общешкольного мероприятия (согласно плану воспитательной работы школы), отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.9. При проведении внеклассных мероприятий в МОУ «Кокуйская СОШ №2» и вне классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении внеклассных мероприятий в МОУ «Кокуйская СОШ №2» и вне классный руководитель уведомляет администрацию МОУ «Кокуйская СОШ №2» не менее чем за три дня до мероприятия.
4.10. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
-
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
-
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
-
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
5. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
-
личное дело обучающегося;
-
электронный журнал класса;
-
лист по ТБ;
-
анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана МОУ «Кокуйская СОШ №2»). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется администрацией МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
-
социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
-
результаты педагогического, социологического, психологического, исследования обучающихся класса;
-
характеристики обучающихся;
-
протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний;
-
разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (в том числе классных часов – при необходимости);
-
аналитические материалы.
6. Оценка эффективности деятельности классного руководителя
-
6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся:
-
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
-
адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
-
инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, блогов и т. д.;
-
системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
6.2. Оценка эффективности происходит один раз в год в результате анализа воспитательной работы в классе, уровня активности и результативности обучающихся класса в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях.
6.3. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству являются основой для поощрения классных руководителей.
7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности между собой и администрацией МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
создание системы наставничества и организацию методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач по классному руководству.
7.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для профессионального развития и роста, включая:
-
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
-
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации;
-
предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.
7.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая:
-
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений;
-
организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и восстановления в МОУ «Кокуйская СОШ №2» или вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного руководства.
-
7.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации МОУ «Кокуйская СОШ №2», родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая:
-
публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на доске почета;
-
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
-
информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
-
организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
-
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.
|